Новости:


АвторСообщение
moderator




Сообщение: 13
Откуда: Россия, Воронеж
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.09 18:38. Заголовок: Статья "Уровень краеведческих знаний учащихся общеобразовательных учреждений г. Воронежа"


УРОВЕНЬ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ВОРОНЕЖА

Традиционно в системе российского среднего образования предмет истории играет двойную роль – расширение умственного кругозора учащегося и развитие у него чувства патриотизма, любви к своей Родине. И в этом плане особое место занимает краеведение, представленное во многих учебных заведениях или в рамках предмета Истории России или в качестве отдельного факультатива (кружка). Обычно об уровне знаний школьников судят по различным тестам, в частности, результатам Единого государственного экзамена. При этом практически отсутствуют проверочные работы, с помощью которых можно узнать об уровне осведомленности учащихся по истории своей малой Родины – поселка, города, края. В качестве подобного «теста» уже третий год подряд, начиная с 2007 г., выступает городской школьный турнир по краеведению «Виват, Воронеж!» среди учащихся 8-9 классов, который проводится сотрудниками экскурсионно-массового отдела Воронежского областного краеведческого музея. В турнире, проходящем в два этапа (отборочный тур и финал) принимают участие команды из 6 человек от средних общеобразовательных учебных заведений г. Воронежа.
    Проводя этот турнир в первый раз, мы, откровенно говоря, не надеялись на активное участие в нем общеобразовательных учреждений, считая, что участие в нем примут лишь некоторые школы, гимназии, лицеи с имеющейся, помимо прочих, гуманитарной специализацией. Однако, судя по количеству участников (в 2007 г. – 13, в 2008 г. – 17, в 2009 г. 23), интерес к турниру, как к мероприятию, отличному от других подобных форм выявления и одновременного поощрения краеведческих знаний (кроме Краеведческого музея, подобные мероприятия проводятся отдельно в районах г. Воронежа, в Областном Центром детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий) постоянно растет и многие учебные заведения участвуют в турнире неоднократно.
      Отличительной особенностью данного мероприятия является неповторяемость турнирных заданий и их разнообразные формы: викторина, театрализованное представление, конкурсы капитанов, использование музейной экспозиции и др. Важно также само представительство каждого учебного заведения – команда из 6 человек, включая капитана. Соревнование 4 или 5 команд в отборочных турах, проходящих в два дня делает турнир интересным, динамичным и познавательным.
        Конкурсные задания посвящены истории и современному состоянию г. Воронежа: знаменитые воронежцы, история памятников и улиц, отдельных зданий и сооружений. Кроме того, краеведение неотделимо от истории России и литературного наследия нашей страны, поэтому значительная часть вопросов затрагивает важнейшие даты, конкретных исторических личностей, а также произведения отечественных поэтов и писателей, каким-либо образом связанных с Воронежем. В целом ответы учащихся 8-9 классов на все эти вопросы, позволяют выявить уровень краеведческих знаний наряду с общеисторическими и литературными. Проанализируем итоги турнира 2009 г., в котором приняло участие 23 команды общим числом 138 человек.
          В этом году турнир был посвящен 200-летию А.В. Кольцова, а сама турнирная таблица состояла из 4-х заданий отборочного тура («Воронеж в веках» 2. «Прогулка по музею». 3.«Воронеж! Родина! Любовь!». 4.«Воронеж в деталях» и 5 заданий финала (1. «История в лицах» — театрализованный конкурс – задание; 2. «Картограф» — главные улицы и площади города, здания – связанные с ними истории, даты и т.д.; 3. «Литературный Воронеж» —посвящен литературной жизни города; 4. «Правда ли это?» — конкурс капитанов; факты из биографии А.В. Кольцова; 5. «Хронограф» — важные даты из истории г. Воронежа).
            Первый конкурс «Воронеж в веках» включал сведения, касающиеся местной и общероссийской истории. Вопросы были распределены по четырем категориям-эпохам: «Крепость», «Колыбель флота», «Имперский Воронеж» и «Советский Воронеж». Практически большинство команд в первую очередь выбирало такие категории как «Колыбель флота» и «Крепость». Категории «Имперский» и «Советский Воронеж» выбирались в последнюю очередь, причем большей «популярностью» чем «Воронеж имперский» пользовался раздел Воронеж советского времени. Ответы на эти и другие вопросы в вышеназванных категориях в основном подтверждали осведомленность учащихся по событиям в Воронеже в период первых десятилетий существования крепости и особенно во время строительства флота Петром I.
              На вопрос о первом воеводе Воронежа половина команд ответила правильно (Сабуров), другая половина не дала ответа или же он был неверный. Большое разнообразие отмечено в ответах на вопрос о том, кто же поджог Воронеж в 1590 г.: помимо черкасов (7 ответов) в качестве поджигателей выступили татары (крымские, нагайские) (5 ответов), турки, поляки, скифы, сарматы, половцы, литовцы, шведы, пруссаки, нанайцы и проч. Большие затруднения вызвал вопрос о времени создания и названия важнейшего источника по истории города «Дозорной книги 1615 г.»: документ не назвала ни одна команда, период Смутного времени также не был указан в ответных бланках. Зато все команды угадали «известного воронежского смутьяна» Степана Разина.
                Ответы на вопросы, связанные с эпохой кораблестроения в Воронеже говорят о половинчатости знаний об этом периоде: если почти все команды указали Азов в качестве крепости, ради взятия которой и строился флот и Азовскую губернию как административно-территориальную единицу, центром которой с 1715 г. стал Воронеж, то на вопрос о врагах (шведах), которые по мнению Петра I угрожали колыбели флота в 1708 г. половина учащихся назвала турок, крымских татар (5), казаков, остальные ответа не дали. Только 7 из 23 команд указали Тавров в качестве крепости, куда был переведен флот из Воронежа и 6 команд назвали фамилию руководителя Адмиралтейского приказа – Ф.М. Апраксина, причем большинство писало «Апраскин». Никто не ответил на вопрос о Федосее Скляеве, корабельном мастере, заменившем Петра I на строительства корабля «Гото Предестинация».
                    Малопопулярный среди участников турнира тематический раздел «Воронеж имперский» включал вопросы по истории города конца XVШ – начала XX вв. Затруднительным стал вопрос о человеке, утвердившем план застройки города в 1773 году: имя Екатерины II назвали только 4 команды. Любопытно, что среди ответов, на этот вопрос, связанный с градостроением были «Старов», «Катеринин», «Троицкий» (2), «Меньшиков», «Невский». Также только 4 команды правильно указали Крымское ханство как государство, правитель которого отбывал почетную ссылку в Воронеже в 1780-е гг. Ответы остальных нередко вызывали улыбку у членов жюри: «Османская империя» (2), «Золотая орда», «Чехословакия», «Финляндия», «Речь Посполитая». Если название первой воронежской газеты – «Воронежские губернские ведомости» — указала половина команд, то имя государственного деятеля, памятник которому был открыт в 1860 г. назвали все (Петр I). В качестве пассажира самолета авиатора Заикина, совершившего показательный полет в Воронеже в 1910г. перечислены Феоктистов (3), Дуров (3 правильных ответа), Троепольский (2), Платонов, Колесниченко, Пятницкий, Филипченко и Ростропович.
                      Последний тематический раздел «Советский Воронеж» включал вопросы по истории города в 1917-1940-е гг. В отличие от нового названия Малой Дворянской улицы (Фридриха Энгельса) половина всех школьников правильно указала советское название кинотеатра «Апмир» («Спартак»). Большие сложности у всех участников вызывали вопросы о здании воронежского обкома ВКП (б) 1930-х гг. (необходимо было по фотографии здания назвать его и указать, что ныне располагается на его месте) и о причине приезда М.И. Калинина в Воронеж в 1936 г. (награждение Воронежской области орденом Ленина). На вопросы об искусственном каучуке и оружии БМ-13 «Катюше», созданных в Воронеже все команды ответили правильно.
                      Второе задание отборочного тура «Прогулка по музею» включало вопросы, связанные с предметами экспозиции Воронежского областного краеведческого музея. Среди вопросов нелегкими для школьников оказались следующие: название документа, регламентировавшего взаимоотношения крестьян и помещиков после отмены крепостного права: все учащиеся написали, что это «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (правильный ответ – Уставная грамота); никто не угадал фамилию поэта, уроженца Воронежского края, участника войны 1812 г., изображение которого имеется в экспозиции музея: вместо С.Н. Марина в ответах значился К.Ф. Рылеев; лишь одна команда указала А.Л. Дурова как создателя первого в истории города частного музея; половина команд правильно назвала фамилию активного участника белогвардейского движения, выпускника Воронежского Михайловского кадетского корпуса (А.М. Каледин); подавляющая часть команд указала другого выпускника — Г.В. Плеханова, участника воронежского съезда «Земли и Воли» в 1879 г. Все школьники написали фамилию А.П. Киселева в ответе на вопрос об известном педагоге, авторе учебников математики.
                        Тесно связан с краеведением третий конкурс капитанов «Воронеж! Родина! Любовь!», где нужно было определить произведения и фамилию их авторов, связанных с историй Воронежа. Наиболее известными для учащихся были произведения А.В. Кольцова, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Причем только половина капитанов команд верно угадали название произведений И.А. Бунина «Натали», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Л.Н. Толстого «Война и Мир». Гораздо менее знакомы школьники с творчеством А.И. Эртеля («Гарденины…»), О.Э. Мандельштама («Пусти меня, отдай Воронеж…») и А.А. Ахматова («Воронеж»).
                        Важное значение для анализа краеведческих знаний имел четвертый конкурс-задание «Воронеж в деталях»: по фотографии части здания или сооружения необходимо было определить это здание или сооружение. Все 20 вопросов-фотографий конкурса можно разделить на 6 групп: скульптурные памятники, учебные заведения, учреждения культуры, административные учреждения, культовые здания и прочие достопримечательности.
                          Памятники отдельным выдающимся личностям, героям, событиям (например, св. Митрофану, Петру I, котенку с улицы Лизюкова, Ротонда) не вызвали никаких затруднений, хотя половина команд не отгадала по фрагменту памятник А.В. Кольцову на Советской площади, написав, что это памятник А.П. Платонову. Путаницу в ответах учащихся вызвали фрагменты памятников на пл. Победы (скульптурная группа) и на мемориальном комплексе «Чижовский плацдарм». Судя по ответам, половина школьников не знают точного названия площади Победы, путая ее с местом памятника Славы на Московском проспекте и Чижовским плацдармом (ответ одной из школ – «Памятник славы на площади Победы»). Подобные трудности имеются у учащихся в определении зданий воронежских вузов, что наглядно проявилось в ответах на фото-загадку о главном корпусе ВГАСУ на ул. 20-летия Октября: половина команд ответили правильно, остальные указали, что это «политех» (6), «СХИ» и «лестех» (по 4) и ВГУ (2). Полностью отгаданными стали здания Областной библиотеки им. И.С. Никитина, Областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Дворец детей и юношества и проч. Отсутствие четкого представления о месторасположении областных и городских властей также выявилось в этом конкурсе: здание областной администрации правильно указали только 4 команды, 5 школ ответили, что это здание городской администрации (мэрия), 4 команды назвали здание городской (или областной) думы, 3 школы написали «управа» (города или района) и еще 3 ответили расплывчато «здание администрации на пл. Ленина». Что касается культовых сооружений, то здесь можно отметить знание школьниками месторасположения храмов, в отличие от их точного названия: если Покровский кафедральный собор узнали все команды, Успенский храм на левом берегу правильно указали 18 школ, то в качестве «краеведческого открытия» выступил храм св. Николая Чудотворца — его назвали только 5 команд, остальные же спутали храм с Алексеево-Акатовым монастырем и другими православными храмами. К числу других городских достопримечательностей можно отнести здание Областного совета профсоюзов (по шпилю это здание узнали 5 команд, остальные решили, что это шпиль Адмиралтейства) и дом, в котором родился И.А. Бунин (9 правильных ответов, 7 школ решили, что это «дом Никитина», 2 — «дом Кольцова», по одной — «Дом Платонова», «Дом Пастернака», «Дом Маршака» и «Дом Пятницкого»). Абсолютно известными для учащихся являются здания Управления Ю.В.ж.-д., Цирк им. А.Л. Дурова и театр кукол «Шут».
                            В финальном конкурсе «Хронограф» сложности вызвали такие касающиеся общероссийской и местной истории даты, как Азовский поход 1695 г., Прутский мир 1711 г. создание губернской типографии в 1798 г., открытие мощей святителя Митрофания в 1832 г., приезд Фиделя Кастро в Воронеж в 1972 г. В конкурсе «Картограф», посвященном известным памятным местам города большинство команд из 6, участвовавших в финале, использовало все подсказки к вопросам, связанным с приездом Л.Н. Толстого в 1984 г., домом купца Гарденина в Фабричном переулке, памятником советской науке на ул. Мира, лютеранской кирхой на ул. Карла Маркса и др.
                              Таким образом, ответы учащихся 23 общеобразовательных учреждений г. Воронежа в отборочных турах и финале позволяют сделать следующие выводы об уровне общеисторических знаний вообще и краеведческих в частности. Наиболее известным для школьников является период строительства крепости Воронеж и время сооружения флота Петром I. Однако при постановке более конкретных вопросов, связанных с этими периодами школьники испытывали затруднения: например, кого опасался Петр I (шведы), кто руководил Адмиралтейским приказом (Апраксин), кто строил «Гото Предестинацию» (Ф. Скляев) и др. Менее популярными явились тематические разделы «Имперский Воронеж» и «Советский Воронеж», которые выбирались учащимися в последнюю очередь и при этом правильные ответы были даны только на 6 из 12 вопросов: о каучуке, о «Катюше», о кинотеатре «Спартак», о памятнике Петру I и т.д. Также отмечаются пробелы в знаниях биографии тех личностей, чья жизнь была связана с Воронежем: к числу узнаваемых можно отнести А.В. Кольцова, И.С. Никитина, А.П. Киселева, Г.В. Плеханова, св. Митрофана, И.Н. Крамского, А.П. Платонова, М.Е. Пятницкого, К.П. Феоктистова и других. Менее известными можно назвать А.М. Каледина, А.Л. Дурова, Герасима Кривушина и других. Литературное творчество наших земляков пока также слабо изучено 8-9-классниками, но на это есть объективные причины, так как не все произведения воронежцев и тех, кто бывал в городе (поэтов, прозаиков) изучаются на уроках литературы вообще и в 8-9 классах в частности. Говоря об ориентации школьников по городу следует отметить расплывчатую информацию о месторасположении и названии административных учреждений (даже самых важных как администрация города, области, городская и областная думы), православных храмов (большинство школьников примерно знает, где та или иная церковь располагается, но не осведомлены в честь чего или кого она построена), памятников Великой Отечественной войны (путаются площади, скульптурные изображения на которых «сливаются» в сознании школьников в один «памятник славы», «памятник неизвестному солдату» или солдатам, «памятник у вечного огня»). Более узнаваемыми являются памятники, символы города (например, Управление Ю.В. ж.-д.), а также то, что более связано с детством и развлечениями (памятник Белому Биму, Котенку с улицы Лизюкова, театр кукол, цирк), что вполне естественно для возраста участников турнира «Виват, Воронеж!».
                                Будем надеяться, что подобные формы (викторины, турниры, конкурсы, олимпиады) выявления и популяризации краеведческих знаний помогут учащимся быть более осведомленными в истории и культуре родного города.

                                Шевченко Е.А. (2009 г.)




                                Спасибо: 0 
                                ПрофильЦитата Ответить
                                Новых ответов нет


                                Ответ:
                                1 2 3 4 5 6 7 8 9
                                видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

                                показывать это сообщение только модераторам
                                не делать ссылки активными
                                Имя, пароль:      зарегистрироваться    
                                Тему читают:
                                - участник сейчас на форуме
                                - участник вне форума
                                Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
                                Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
                                аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет